ASTOR IV, (Colonel) John Jacob (USA)

 

 

Родился 13 июля 1864 г. в г. Rhinebeck, NY
Погиб 15 апреля 1912 г. (на "Титанике")

   

ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРУГИЕ МИРЫ. РОМАН БУДУЩЕГО, рм [A Journey in Other Worlds: A Romance of the Future, (n.) D. Appleton and Company, 1894]

  • 1895 - СПб.: Изд. А. Суворина, 336(2) стр.

 

    Полковник Джон Джекоб Эстор IV был сыном Уильяма Эстора и правнуком Джона Джекоба Эстора, немецкого иммигранта, сделавшего себя одним из самых богатых людей в Америке, вкладывая капитал в торговлю мехами и в недвижимое имущество. Эстор учился в школе Св.Павла (Конкорд, Нью Гемпшир) и позже закончил Гарвардский университет.

    1 мая 1891 г. Эстор женился на Эве Шиппен из Филадельфии. У них родились сын и дочь.
   В 1894 г. Эстор написал роман о жизни на других планетах. Он также занимался изобретениями: участвовал в разработке турбинных двигателей и изобрел пневматический инструмент для уплотнения дорожного покрытия, а так же тормоз для велосипеда.
    В 1897 г. Эстор построил Гостиницу "Астория" в Нью-Йорке, примыкавшую к гостинице Волдорфа, которая была построена Уильямом Волдорфом Астором, его кузеном. Новый комплекс стал известен как "Волдорф-Астория". Позже он построил ещё несколько гостиниц.
   Эстор стал штабс-полковником у генерала Леви П. Мортона и в 1898 г., во время испано-американской войны, командовал американскими добровольцами. Эстор отдал свою яхту американскому правительству и оборудовал, за свой счёт, артиллерийскую батарею.
    Как актёр, он сыграл в двух фильмах о той войне: "Инспектирование Президентом МакКинли Лагеря Уикофф" (1898) и олковник Джон Джекоб Эстор и ветераны испано-американской войны" (1899), в котором он сыграл самого себя.

   В 1909 г. Эстор развелся с Эвой и, два года спустя, 9 сентября 1911 женился на восемнадцатилетней Мэдлин Тэлмэдж Форс (она была на год моложе его сына), чем шокировал Нью-Йоркский свет.

   В надежде, что скандальные сплетни вокруг их брака затихнут, Эсторы продлили свой медый месяц поездкой в Египет и Париж и, весной 1912 г., обнаружив, что Мэдлин была на 5-м месяце беременности, решили вернуться, чтобы ребёнок успел родиться  в Америке. Взяв билеты первого класса, они садились на Титаник в Шербуре, Франция. С ними были: его слуга, горничная и медсестра жены, а так же эрдельтерьер Кити.
   По некоторым свидетельствам, когда произошло столкновение с айсбергом, Эстор был в баре и пошутил в своём стиле: "Я попросил льда для коктейля, но не столько же!?".

   После катастрофы он, посадив жену в шлюпку, помогал остальным пассажирам. Эстор и его собака были одними из последних, кто оставался на палубе. Когда судно стало тонуть, он прыгнул в воду и некоторое время держался на воде, цепляясь за обломки.

   Его тело было найдено 22 апреля, покрытое сажей и поврежденное, по мнению экспертов, упавшей дымовой трубой. При нем было 2500$. Тело было отправлено в Нью-Йорк 1 мая. Эстор был похоронен на кладбище Троицы в Нью-Йорке.
   Мэдлин унаследовала 1.7 миллиона от Джона, и 14-ого августа родила Джона Джекоба Эстора VI, который станет известным плэйбоем-миллионером, как и его отец.

 

Апергетический межпланетный корабль Джона Эстора
 

   Около 1900 года появился в Петербурге перевод с английского сочинения «Путешествие в другие миры» (роман будущего) Джона Джекоба Эстора. В этом романе автор описывает путешествие трех ученых, д - ра Кортланда, президента О - ва Бируардена и Эйро с Земли на Юпитер и Сатурн и обратно в 2000 году. Движение корабля в мировом пространстве основано на свойстве изобретенного путешественниками способа отталкивания от планет.

   Вот как автор описывает этот способ:

   Принцип полета. - «Не странно - ли, заметил д - р Кортланд, что хотя уже целый век тому назад было известно, что тела, заряженные разными электричествами - положительным и отрицательным, притягивают друг друга, а те, которые заряжены одинаковым электричеством отталкивают друг друга, и никто не подумал воспользоваться этим?..» - Постойте, я догадался! воскликнул Эйро, - мы можем построить непропускающий воздуха снаряд, герметически закупориться в нем и пустить его таким образом, чтобы он отталкивался магнетизмом Земли; тогда он отскочит от нее с одинаковой, или такой силой, которая превосходит притяжение Земли. Я думаю, что Земля имеет такое - же отношение к пространству, как отдельные частицы ко всякой твердой, жидкой или газообразной материи: как частички стремятся разъединиться под влиянием теплоты, так и Земля оттолкнет этот снаряд, если надлежащим образом применить электричество, которое есть не что иное, как другая форма теплоты. Это может и должна сделать апергия. В природе мы везде наталкиваемся на систему уравновешивания сил. Центростремительная сила уравновешивается центробежной. В апергии мы имеем противовес тяготению, противовес, который должен существовать, иначе система уравновешивания сил в природе будет нарушена. Если апергия способна уничтожить тяготение, то я не вижу, почему она не может сделать еще большего; чтобы уничтожить тяготение, отталкивание Землею, производимое апергией, должно быть так - же велико, как и сила притяжения, и тогда можно парить над Землею в окружающем ее воздухе. Но после того, как апергетическое отталкивание доведено до такой степени, что тело не падает, всякое увеличение апергии заставит тело подниматься вверх. Из опытов с электро - магнитом мы видим, что притяжение и отталкивание не имеет пределов. Это окажет нам большую услугу, ибо, если бы снаряд мог двигаться от Земли с такою - же возрастающей скоростью, с какою он падает на Землю, то ему понадобилось - бы слишком много времени для достижения ближайшей планеты; но так как наибольшая сила отталкивания будет в самом начале, на близком расстоянии от Земли (ведь апергия, как противовес тяготению, также подчинена законам Ньютона и Кеплера), то, следовательно, скорость тела, заряженного апергией, будет наибольшей вначале. Эту первоначальную скорость и необходимо увеличить, чтобы скорее попасть на другую планету. Две наклонных плоскости могут иметь одинаковое протяжение, но шар скатится быстрее с той, которая круче близ вершины. Если утроить или учетверить заряд апергии, то скорость корабля превзойдет скорость снаряда, пущенного из дальнострельного орудия. Когда мы отлетим от Земли, то, по мере, уменьшения ее отталкивания, будет увеличиваться притяжение Марсом и Юпитером, и так как сопротивления не будет, то полет будет все быстрее и быстрее, покуда не явится необходимость уменьшить это притяжение, чтобы избегнуть опасности разбиться вдребезги или сгореть, подобно падучей звезде, от трения во время прохождения атмосферы Юпитера. Разумеется, надо быть осторожным, избегая столкновений с метеорами и астероидами, но если вы это сделаете, то они могут оказать вам пользу, ибо, притягивая или отталкивая их, вы можете менять свой курс, смотря по надобности.
   С апергией столь же необходимо иметь на данном расстоянии какое - нибудь тяжелое тело, чтобы при помощи его действовать, как для корабельного винта необходимо иметь вокруг себя воду. Пока еще неизвестно, уничтожается ли тяготение в то время, как развивается апергия, или оно действует в обратном направлении, как притяжение магнита, когда изменен ток, или же, наконец, оно только преодолевается апергией, при чем в последнем случае движение было бы результатом равнодействующей апергии и тяготения».

   Устройство аппарата: Межпланетный корабль имеет вид короткого усеченного цилиндра, диаметром 7,62 м, высота прямой части его 4,57 м, а полная - 6,4 м. Снаружи его устроен небольшой водосточный желобок для собирания дождя на Юпитере и Сатурне. Стены, крыша и пол сделаны двойными, - каждая стена толщиною 8,5 мм с расстоянием в 15? мм друг от друга. Материалом для корпуса служит бериллиум. Промежуток между стенками набит минеральной ватой, для защиты от холода. Широкие зеркальные стекла вставлены в крышу и в бока и меньшие - в пол, при чем все они снабжены толстыми шторами и занавесками.

   Внутри аппарат имеет два этажа, высотою в 1,98 м и 2,29 м и небольшую вышку (в куполе) - для наблюдений. Пол решетчатый, как в машинной комнате парохода, так - чтобы, если снять ковер, он не мог мешать наблюдениям. Широкое, плоское основание и низкий центр тяжести окажут пользу при сильных ветрах, которые должны дуть на Юпитере. Аппарат был назван «Каллисто» в честь первого спутника Юпитера, орбиту которого путешественники предполагали пересечь.

   Отправление с Земли состоялось 21 декабря 2000 года, в 11 часов утра из Нью - Йорка. Эйро тронул стрелку, сообщавшуюся с ходовым золотником машины, и двигатели принялись работать с усиливающейся скоростью. «Каллисто» медленно снялась с места.

   Полет на Юпитер. Юпитер во время противостояния удален от Земли на 533 миллионов км. Свет, имеющий скорость 300 000 км в сек., потребует около 30 минут, чтобы оттуда достигнуть Земли. Если допустить, что средняя скорость аппарата будет составлять 1/500 долю этой скорости, то для полета понадобится около 10? суток. На пути будет виден Марс и астероиды, а в 1 640 000 км от Юпитера корабль пересечет орбиту Каллисто, четвертого его спутника.

   После старта, «Каллисто» развивала постепенно свою скорость. Путешественники герметически закрыли окно, чтобы удержать в снаряде воздух. Корабль продолжал подниматься прямо, со скоростью, уже равной полету пушечного ядра. Так как отлет происходил днем, т. е. со стороны Земли, обращенной к Солнцу, то путешественники не могли направить путь корабля прямо на Юпитер, а принуждены были итти несколько сот километров по направлению к Солнцу, затем изменить свой курс, направившись по касательной к Земле, и только тогда они могли принять свое надлежащее направление, пронесшись мимо Луны, так как им непременно нужно было находиться сравнительно близко от какого - нибудь мирового тела, чтобы привести в действие апергию. Пущена была в ход наибольшая сила, и снаряд летел от Земли с ужасающей и все возраставшей быстротой, самым кратким курсом, т. е. по прямой линии, и пока не было надобности направлять его. Покуда они не вышли из пределов атмосферы, они сохраняли наибольшую апергетичекую отталкивающую силу, сосредоточенную в верхней части их цилиндра, так что эта точка шла впереди, и они встречали наименьшее сопротивление. Скоро они достигли безвоздушного пространства и тогда начали изменять свой курс на кривую, начинающуюся спирально, зарядив «Каллисто» апергией и направив ток к Луне, в помощь лунному притяжению, вместе с тем не прекращая и отталкивания Землей; движение аппарата постепенно направилось вдоль равнодействующей двух сил.

   Хотя Луна и «Каллисто» двигались по сходящимся в одну точку линиям, однако, скорость аппарата была настолько велика, что они пронеслись, не задев Луны. Желая изменить направление своего полета с помощью притяжения Луны, они прекратили действие силы, гнавшей их от Земли, и вслед затем «Калисто» повернул свое тяжелое дно к Луне. Они уже летели так быстро, что одной только их скорости было - бы достаточно, чтобы унести их на сотни тысяч километров в небесное пространство; в то время они неслись почти бок о бок с Луной, на расстоянии всего нескольких тысяч километров.

   Когда темная сторона Луны повернулась к ним, и на снаряде стало постепенно обнаруживаться действие притяжения Луны, они вновь прибегли к апергетической силе, и, оттолкнувшись от Земли и Луны вместе, направились прямо на Юпитер со скоростью около 1? миллиона километров в час. Держа путь прямо на Юпитер, а не на то место, которое он займет через 10 дней, они знали, что пронесутся мимо, потому что исполинская планета, находясь в быстром движении, опередит их; но против этого они ничего не имели, желая наблюдать ее со стороны. Когда - же они пожелают высадиться на нее, то они смогут изменить свой курс при помощи его спутников, из которых четвертый, их тезка, должен оказать им наибольшую услугу.

   Во время пути они встретились с потоком астероидов, составляющих голову кометы. Всякий раз, когда большая глыба угрожала стеклу, они прилагали к ней апергетический толчек и отбрасывали ее прочь. В таких случаях и «Каллисто» также слегка отскакивала; движение каждого из тел находилось в обратной пропорции к его весу.

   Выйдя из пределов кометы, они приложили отталкивающую силу к ее голове и, когда были достаточно далеки от нее, вновь прекратили ток».

   Спуск на Юпитер. Наконец, они приблизились к Юпитеру. Эйро повернул рукоятку аппарата «Каллисто» и убавил ход. Вскоре они неслись уже вдоль его поверхности. Отыскав полосу твердой земли между лесом и заливом моря, они осторожно опустились и вышли вон из аппарата».

Отправление с Юпитера и спуск на Сатурн. Путешественники приложили максимум силы своих батарей для того, чтобы подняться вверх, и взвились в небесное пространство. Очутившись на несколько тысяч километров над полюсом Юпитера, они направили часть своей силы на притяжение к ближайшему спутнику Юпитера, что помогло им преодолеть притяжение последнего, затем воспользовались притяжением следующего спутника и, наконец, усиленно оттолкнувшись от Юпитера, понеслись по направлению к Сатурну. Наконец, пройдя сквозь кольца его, они быстро спустились на Сатурн».

   Отправление с Сатурна и спуск на Землю. Путешественники пустили ток, и «Каллисто» стал медленно подниматься с Сатурна. Затем их скорость начала быстро возрастать. Очутившись за пределами атмосферы, они применили полный ток и снова понеслись в эфире с быстротой кометы, при чем их движению по направлению к Солнцу помогало само это громадное тело. Быстро промчались они за дальний край огромных серебристых колец Сатурна, пересекая одну за другой орбиты его восьми спутников; от последнего из них, Япета, они получили окончательный толчок, направивший их к Земле. Не уклоняясь от почти прямого пути, они прошли на расстоянии почти полутора миллионов километров от Юпитера, а несколько дней спустя, пересекли орбиту Марса. Так как Земля совершила почти половину своего пути по орбите со времени их отъезда, то они здесь повернули несколько правее, пользуясь притяжением Марса, чтобы избегнуть прохождения на черезчур близком расстоянии от Солнца, которое они и обогнули два дня спустя, направляя затем свой курс прямо к Земле. Наконец, очутившись близко от нее, они задержали падение и постепенно опустились опять в Нью-Йорке 10 июля 2001 года, около 12 ч. дня».

   Заключение.

   Принцип, на котором основан полёт аппарата, чудодейственная апергия, является фантастическим. Интересно указание, что сила движения приложена к голове аппарата, что облегчает старт и спуск на планеты и препятствует аппарату опрокинуться.